14:08 

Современное российское образование

Современное российское образование

СМИ завуч.инфо
Автор: Пользователи портала ЗАВУЧ.ИНФО
24.05.2010 11:15

Образование-это целая система из множества составляющих. Она включает и процесс преподавания, и процесс обучения, и программы, и учебники, и современное оборудование, и качество управления школами органами образования. Можно еще многое перечислять, что влияет на современное образование. Остановимся на некоторых моментах.


Создается впечатление, что стране не нужны грамотные люди, и чем больше и громче говорят представители органов образования об инновационных методах преподавания, о дифференциации и индивидуализации обучения, тем в большую пропасть падает само образование.

А что такое школа? Это женщина, у которой каждые 45 минут меняется состав учеников. Пожилые люди, которым из-за возраста закрыта дорога в современные учреждения, из-за постоянной перегрузки имеющие проблемы со слухом, зрением, давлением, нервной системой. Необходимость всю жизнь работать на 1,5-2 ставки, классное руководство на общественных началах (не считать же жалкие гроши оплатой), походы по домам для составления различных актов, переписи детей, ремонт класса ( до сих пор в отпуск нельзя уйти, не отремонтировав кабинет),уборка улиц и многое другое, что ежедневно требуют от учителя,- превратили этих людей в объект насмешек.

Молодежь и мужчины давно бегут от школы, остались только женщины предпенсионного и пенсионного возраста ( молодыми считаются сорокалетние) , и им отвечать за все образование. Ощущая стыд от плохой одежды, от вчерашнего кинофильма, в котором снова показали учителя садиста и дебила, от того, что не смогла купить нужную книгу, что не выкроила денег на подписку методической литературы, каждое утро встают к доске учительницы, мучительно думая, как дотянуть до получки, у кого занять деньги на лекарства. И от них ждать качественного образования? Именно они должны изменить к лучшему обстановку в стране? Нет, государство иногда делает вид, что озабочено ситуацией, обещает даже в течение 3 лет повысить учителям зарплату в 1,5 раза. Спасибо, благодетели, вот только цены убегают так, что обещанного повышения не хватит и на одну поездку в автобусе. А ведь учитель не должен работать больше нормы. 18 часов- оптимальный вариант. Только при такой нагрузке есть время качественно проверить тетради. Написать конспекты. Прочитать новинки литературы, восстановиться и войти в класс спокойным, бодрым, увидеть глаза каждого ребенка, общаться без крика с учениками. 4-5 уроки уже даются с напряжением, а 6 урок- пустое время, когда ждешь звонка, стервенея от головной боли. Поэтому и не бывают здоровыми учителя, не спутаешь их в толпе с работниками налоговой инспекции. Но нет выбора- на ставку не проживешь.

Уроки закончены - начинаются различные заседания, совещания, педсоветы, которые превратились в обвинительные процессы над учителями. Кто еще позволит так себя унижать?. А директоров и завучей так же унижают в районных и городских органах образования. Ведь самые страшные угнетатели- бывшие рабы.
Учесть надо и то, что ни ученики, ни родители не отвечают за образование, во всем и всегда виноват учитель. Можно не учиться, оскорблять одноклассников и учителей, баловаться на уроках, не давать проводить занятия- все сойдет с рук. А если учитель посмеет возмутиться- жалоба в органы образования, страшные статьи в газетах, что ребенка в школе терроризируют, а он ничего плохого не делал, всего-то не посещал школу, если являлся- баловался, крушил мебель, дрался, курил прямо в школе, обзывал учителей, а они такие вредные ставят «2» или предлагают перейти в вечернюю школу. И сразу нагоняй всем учителям школы- управление образования всегда на стороне детей, а кому надо заступаться за учителей, за нормальных детей.? Но ведь ответственность бывает только обоюдная, иначе это безответственность. Вот и боимся уже в любое время суток групп подростков больше, чем взрослых бандитов.
Другая сторона отвратительного процесса обучения- понимание, что знания в наше время не играют никакой роли. Зачем учиться, если без денег все равно никуда не поступишь, а с деньгами и так получишь хорошее место? Этот нигилизм проявляется уже к 9 классу. А потом учитель тратит время и нервы, чтобы заставить хоть как-то учиться, но на любой положительный пример о пользе знаний, школьники приведут множество примеров о пользе денег. Впрочем, поступают куда-нибудь все, но сами говорят, что выбирают учебное заведение не по интересу, а «куда денег хватило», чтобы не болтаться на улице. Неверие в положительные сдвиги в стране губит молодежь, размывает нравственность, а с учителя все требуют усилить воспитательную работу.

Ухудшает обстановку обилие программ, в которых трудно разобраться. Пишут программы кто во что горазд. Эти программы накладываются на количество часов, отводимых на предмет в разных школах. В итоге одни изучают литературу или математику по 2 часа в неделю, другие по 4-5 часов. Программы перенасыщены теорией, изучаем предметы «галопом по Европам», нет времени на закрепление и повторение. В школьную сетку часов втиснуты масса новых предметов, в основном за счет русского языка, литературы и математики. Дети не научились читать, решать задачи, а каждый урок - новая тема или новый предмет, знания не усваиваются, начинаются конфликты с учителями, а те просто рисуют оценки, чтобы не получить выговор за плохое качество обучения.

Процентомания никогда не была так сильна ,как в настоящее время.
При этом экзамены сдают по одним вопросам, пишут сочинения по одним темам, не учитывается ,что предмет изучался по разным программам и разное количество часов. Перед экзаменами идет просто «натаскивание» учеников, подключаются репетиторы,- потом удивляются в вузах слабым знаниям новых студентов.

Масса учебников , в которых по-разному трактуются понятия, порождают проблемы при переходе детей из школы в школу, при поступлении в другие учебные заведения, когда у преподавателя свое мнение, а в школе учили по-другому. Результат- хаос вместо знаний.
Учебники не выдерживают никакой критики- масса ошибок, субъективизм, неудобоваримый язык, отсутствие ярких и интересных иллюстраций. Детей не заставишь открыть нужный параграф и прочитать. При этом городской отдел образования, любящий говорить о дифференциации, проводит олимпиады по старинке- от каждой школы по одному ученику, всем одинаковые задания, а потом сравнивает результат, ругая низкое качество, забывая при этом, что в той школе несколько профильных математических классов, а в этой один общеобразовательный, где на математику отведено всего 2 часа. Почему бы олимпиады не проводить среди сильнейших, не выявить таланты, пусть из этой школы будет 5 человек, а из другой представитель отсутствует, но без уравниловки органы образования работать не могут.

Неуважительное отношение к школе прослеживается отчетливо именно от них. Равнодушие к школьному плану, бесконечные отрывы от работы на ненужные семинары, внезапные конкурсы, срочные сочинения к разным мероприятиям, истерия по поводу юбилеев, регулярный отзыв учеников с занятий на бесконечные соревнования для галочки, что для маленьких школ превращается в катастрофу. Чем меньше учеников и учителей, тем больше чиновников от образования. 30 лет назад, все ГОРОНО помещалось в 4 комнатах маленького дома, а сейчас уже заняли три этажа громадного здания. Методисты превратились еще в один инспектирующий орган, вал бумаг для отчета увеличивается в геометрической прогрессии. Сократить бы чиновников, появились бы деньги на ремонт, меньше пришлось бы собирать их с родителей, на новые парты, на закупку пособий, на улучшение питания детей. Но это уже из области фантастики.

Компьютеризация школы не решит проблемы, как можно обучать 20 и больше детей на 5-6 компьютерах б\у, новые ушли по другому адресу, грамотного преподавателя информатики тоже на несколько часов не заманишь- дороже обойдется проезд к школе.

Новая оплата труда резко уменьшила и без того крошечные зарплаты, учитель оказался крайний и за демографический спад.

Ремонт школы- источник конфликта между учителями и родителями. Лицемерные заявления в СМИ органов управления, что ремонт родители не обязаны делать, натыкается на требование администрации школы не уходить в отпуск, не сделав ремонт. Денег учительских не хватит, обращаются к родителям, но те не желают помочь. Унижений переносят в это время учителя массу. Хорошо, если в классе найдутся сердобольные родители, а то половину отпуска бесплатно работаешь штукатуром-маляром. Зато при приемке школы учителю делают замечания, о нарушении технологии при покраске. Почему бы учителю не принимать класс, выходя из отпуска? Или честно признаться, что нет денег на ремонт кабинетов, родители обязаны помочь. Но продолжают сталкивать лбами школу и родителей.

Лицемерие, бестолковщина, хаос, засилие чиновников - не позволяют надеяться на лучшее. А новые реформы даже сами разработчики называют непопулярными. Свалят на плечи учителей новые нагрузки и задачи, те не вынесут, уйдут на пенсии- закончится образование. Впрочем, оно уже умирает, и попытки романтиков от образования построить новую школу обречены.

Подчеркивала то, с чем успела столкнуться в реале. Вот, собственно, и ответ на интересующий (не только меня) вопрос: только в нашей школе так или во всех? Видимо, в большинстве. Написано практически как про нашу школу.

URL
   

лингвистическая диарея

главная